?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Прибытие" Шона Тана

Среди знаковых иллюстрированных книг "нулевых" очень много книжек-картинок (picturebook), иногда говорят и об отдельном виде - графической новелле (graphic novel). Среди исследователей, пожалуй, еще нет единодушия в определениях этих двух жанров, но в одном они сходятся - развеяние предубеждения читателей против обильно иллюстрированных книг как "книжек для малышей", "несерьёзных комиксов" во многом связано с именем австралийского художника Шона Тана. 

Мы уже неоднократно писали об этом иллюстраторе: как было не рассказать о лауреате "Нобелевки" в области детской литературы - премии Астрид Линдгрен. А совсем недавно появился ещё один повод вспомнить о знаменитом австралийце - к нам в Детский зал пришло российское переиздание его книги "Прибытие" (The Arrival), выпущенное питерским издательством "Комильфо".

"Прибытие" раз и навсегда убеждает: книжка-картинка - это не обязательно детское чтение. Тан вообще любит поднимать непростые темы из современной реальности: одиночество жителей мегаполисов, наступление техногенной цивилизации, конфликты непонимания, войны и прочие. Любят его читатели во многом за то, что из любой непростой ситуации он умеет своих персонажей вывести, дав им надежду.

Непростая ситуация, в которую попадает герой "Прибытия" - это необходимость уехать из родной страны, от семьи, в поисках работы и лучшей жизни. Тема миграции хорошо знакома Тану: его родители приехали в Австралию с разных концов света, так же, как его друзья и девушка. С чем сталкивается мигрант по прибытии? С непонятным языком, непривычной обстановкой, странными местными обычаями и правилами; а также - с поиском работы, одиночеством, недружелюбностью коренных жителей. Чтобы дать читателям почувствовать себя чужаками в неизведанной стране, художник полностью убирает из книги текст - ведь мигранты тоже не всегда могут читать на иностранном для себя языке и вынуждены доверять только своим глазам и языку жестов. Город, в который приезжает герой тоже полон совершенно непривычных ему и нам зданий, механизмов, приспособлений, существ - хотя местами Тан, конечно, явно рисует Нью-Йорк, главный пункт назначения для мигрантов из Старого Света в начале ХХ века.



Иллюстратор признается, что все его иносказательные образы можно максимально широко трактовать. Кто-то видит в щупальцах, опутавших родной город протагониста, средневекового дракона, а кто-то - метафору эпидемий; гиганты с огромными пылесосами могут быть как и фантастическими роботами, так и символом опустошающей войны.





Чувствуется, что за плечами Тана - солидный опыт работы в анимации: как режиссер немого кино, он умеет показать такие детали и так выстроить сцену, что зрителю/читателю всё становится ясно и без слов. Сам он видит отличие графической новеллы от книжки-картинки именно в этой кинематографичности художественного языка, в акцентировании и плавности перехода от одного "кадра" к другому, в особом внимании к "монтажу" изображаемых сцен.



Интересный прием, выделяющий "Прибытие" на фоне остальных книг художника - это сочетание подчеркнутой реалистичности в изображении персонажей и фантастическом характере их окружения. Рисунки мягкими карандашными тушевками очень похожи на старинные черно-белые фотографии - их Тан просмотрел в немалом количестве при работе над книгой - так создается эффект кинохроники, рассказа о недалеком прошлом, в которое читателю еще не так сложно мысленно перенестись. Перенестись туда, полюбоваться на виды причудливого незнакомого города, выслушать ни одну жизненную историю и увидеть - несмотря на все перепетии и злоключения, горести и страхи - долгожданный счастливый конец.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
zuzlishka
May. 27th, 2013 02:18 pm (UTC)
Спасибо, очень люблю эту книгу. С удовольствием еще раз посмотрела у Вас, и достала из шкафа
( 1 comment — Leave a comment )

Tags

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Page Summary

Counter

BlogPoint LiveJournal Counter
Powered by LiveJournal.com