o_funambulo (o_funambulo) wrote in deti_inostranki,
o_funambulo
o_funambulo
deti_inostranki

Category:

"Самозвери" - что за звери?

В 2010 году во Франции в издательстве «Мемо» вышла детская книжка «Самозвери» , созданная много лет назад, в 1920-е годы, знаменитым фотохудожником Александром Родченко (1891 - 1956). Этот отрадный факт знаменателен еще и потому, что в России этот творческий эксперимент Родченко и его жены Варвары Степановой (1894 - 1958), никогда отдельной книгой не издавался.







Удивительно: книги не было, но легенда о ней жила на протяжении почти целого столетия! Столь яркой и авангардной была идея этой книги, что продолжала поражать всех, кто узнавал о неосуществленном замысле. Даже сейчас лаконичные, нарочито скупые черно-белые иллюстрации-фотографии завораживают, таящейся в них энергией фантазии. Не только фантазии художника, но и фантазии читателя и зрителя, который вовлекается в творческий процесс.


В России текст «Самозверей», т.е. стихи Сергея Третьякова (1892-1937/39?) впервые был опубликован в 1926 году в 22 и 23 номерах журнала «Пионер», тогда - с иллюстрациями художника Бориса Покровского, которые были выполнены в реалистической манере. А автор стихов для этой книги, поэт и драматург, Сергей Третьяков был активным участником «Левого фронта искусств», знаменитого ЛЕФА.
Александр Родченко часто сотрудничал с Сергеем Третьяковым. Новое предложение увлекло Родченко и Степанову, поскольку давало им возможность опробовать в детской книге опыт своих экспериментов в дизайне и фотографии. При помощи клея, ножниц и бумаги Варвара Степанова по чертежам мужа сделала игрушки, составленные из простейших геометрических форм. Так возникли и персонажи для задуманной книги - целый бумажный зоопарк, где прогуливались маленькая девочка и маленький мальчик. Затем Александр Родченко стал фотографировать бумажные фигурки под различным углом. При разном освещении фигурки отбрасывали красивые тени разной формы, и изображение словно оживало. Двое взрослых художников долго «играли» бумажными игрушками, и постепенно стихотворение за стихотворением получали «сценическое воплощение». Наконец, все фотографии для книги были сделаны. Александр Родчиенко и Варвара Степанова назвали свои иллюстрации «анимационные фотографии».



Первое послереволюционное десятилетие было отмечено интенсивным поиском новых педагогических приемов, необходимых для воспитания нового поколения детей – будущих строителей коммунизма. Работая над детской книжкой, создатели «Самозверей» стремились дать импульс развитию фантазии ребенка, увлечь его игрой, самостоятельным творчеством. Ребенку подсказывалось, как можно играть в различных зверей, перевоплощаться в них, подражать их повадкам, как самостоятельно смастерить нехитрые игрушки и костюмы. Следуя этому замыслу, французские издатели включили в книгу чертежи, по которым можно сделать некоторых персонажей книжки.

«Самозвери» - единственная книга для детей, иллюстрированная Александром Родченко. Увы, она никогда не была напечатана, хотя и была аннонсирована в 1927 в журнале «Новый левый фронт искусства». Одной из причин была стоимость печати: печать фотографий в то время было дорого.


А через несколько лет времена изменились. Третьяков был арестован в 1937. Конструктивистские идеи художников русского авангарда были поглощены официальной доктриной соцреализма.
Судьба «Самозверей» еще одно подтверждение того, что «рукописи не горят». В 1980 немецкий издатель Вальтер Кёниг впервые издал «Самозверей» в виде книги, но разъединил текст и фотографические иллюстрации. В 1990 Watari Museum в Токио опубликовал издание на японском языке, включив и чертежи для воспроизведения некоторых игрушечных персонажей.
И вот новое издание – во Франции. На этот раз двуязычное. Не может не вызвать благодарности и восхищения то, как заботливо и тщательно подошло издательство «Мемо» к выпуску этой книги. Вряд ли «Самозвери» войдут в круг детского чтения: стихи Сергея Третьякова, увы, не выдерживают испытание временем, а иллюстрации Родченко и Степановой, наоборот – по-прежнему воспринимаются как авангардный эксперимент. Но для истинных любителей детской книги (а таких, к счастью, становится все больше!) и русского искусства – это издание настоящий подарок.
Ольга Мяэотс

Вот одно из детских стихотворений Сергея Третьякова:

Слон
Занят трудным ремеслом,
Важно носит бремя слон.
У него характер ровный –
Брызжет воду, движет бревна.
У слона жизнь длинна, -
300 лет жизнь слона.

Увидать попробуйте,
Чтобы слон ногой передней
Ковырялся
в хоботе.
Слон воспитан и учтив,
Не как люди, но почти.

У Яши, Пети, Гаврика
Своя слоновья Африка.
Клык – полено, хобот – штан,
Одеяло – кожа.
Посмотрите, граждане,
До чего похоже!
Завязавши хвост узлом,
По квартире ходит слон.
Ходит с громким топотом, Размахивая хоботом.
Он живет в квартирных чащах.
Криком всех запугав, -
Только он не настоящий,
Потому что в сапогах.

Tags: Книжки с полки, Русские художники-иллюстраторы
Subscribe

  • Средневековье

    Средневековье. Сразу в голове возникает яркая картинка: благородные рыцари в сверкающих доспехах и прекрасные дамы в красивых нарядах, величественные…

  • "Беги и живи" Элс Бейртен

    Недавно наш Детский зал погрузился в спортивную тему. Культуролог Фабио Бартоли рассказывал о том, как изучать историю и культуру страны через…

  • Красивый иллюстрированный нон-фикшн

    Сегодня у нас большой обзор книг с упором на разглядывание. В первой части уместились высокохудожественные энциклопедии (сейчас вы начнете смотреть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments